Кто должен ликвидировать несанкционированные свалки?

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции РФ.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Непринятие мер к ликвидации несанкционированных свалок нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Законодательством РФ определен порядок разграничения собственности на землю и порядок определения собственника ТКО (твердых коммунальных отходов).
В частности, в силу п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п.2 ст.13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», согласно которому несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На основании п.7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п.7.8 ГОСТ).
В соответствии с абзацем 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон №131-ФЗ), благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Подпункт 18 п.1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 3 статьи 14 с учетом положений п.19 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории сельского поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу пп.24 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3.1 Постановления от 26.04.2016 № 13-П, к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
Конституционный суд РФ в Определении от 29.01.2019г. № 258-О указал следующее: «В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ положения статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами претерпели изменения и по объему полномочий включают участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.
Данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13), а также Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7)».
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов может являться только специально оборудованное сооружение, а одним из требований к объектам размещения отходов часть 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет захоронения отходов в границах населенных пунктов.
С учетом указанных выше нормативных актов и положений законодательства, считаем, что обязанность по надлежащему содержанию территории Каслинского муниципального района и принятию мер по организации ликвидации несанкционированных свалок возложена на администрацию Каслинского муниципального района.
«Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов…» (на основании пункта 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156). Ни одним актом действующего законодательства не предусмотрена прямая безусловная обязанность регионального оператора по ликвидации всех существующих несанкционированных свалок.
Наличие регионального оператора по обращению с ТКО не снимает обязанности с органа местного самоуправления, являющегося собственником отходов, содержать земли в соответствии с требованием законодательства.
Следовательно, к обязанностям органа местного самоуправления отнесено не только участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, но и ликвидация находящихся на её территории несанкционированных свалок, так как органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, и выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, Региональный оператор считает, что в первую очередь обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО лежит на собственнике ТКО (это физические и юридические лица, а также Администрации муниципальных образований - они являются либо собственниками земельных участков, либо собственниками ТКО, если собственник земельного участка не установлен).
Также Региональный оператор хочет обратить внимание на то, что в обязанности местного самоуправления входит принятие мер по установлению необходимого количества контейнерных площадок, в целях недопущения складирования ТКО в местах, не предназначенных для этого (на основании п.3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения. Также в соответствии с ч.4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации).
Также Региональный оператор считает, что при рассмотрении вопроса о лицах, ответственных за ликвидацию несанкционированных свалок, необходимо принимать во внимание условия Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера Челябинской области, заключенного между ООО «Спецсервис» и Министерством экологии Челябинской области от 23.11.2017г. (далее также - Соглашение).
По условиям п.2.1.24 Соглашения, Региональный оператор обязан организовывать ликвидацию несанкционированных мест размещения ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Региональный оператор обязан организовать ликвидацию несанкционированных мест, образующихся (но не ранее образованных) ТКО - в зоне своей деятельности.
ООО «Спецсервис» начал осуществлять деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО не с даты заключения Соглашения, а лишь с 01 января 2019г., в связи с тем, что единый тариф на услугу по обращению с ТКО был утвержден Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 87/3 от 24.12.2018г. (вступил в силу с 01 января 2019г).
ООО «Спецсервис» осуществляет регулируемый вид деятельности, цена на услуги утверждается Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Места несанкционированного размещения ТКО, указанные в Представлении об устранении нарушений законодательства, - были образованы до 01 января 2019г, то есть до начала осуществления деятельности ООО «Спецсервис» в качестве Регионального оператора. Несанкционированные свалки, образованные до начала осуществления Региональным оператором своей деятельности, - подлежат ликвидации силами и средствами органов местного самоуправления.
Решение Верхнеуфалейского суда по свалкам